?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


На днях стало известно, что в Смольном состряпан список "аварийных" исторических зданий, подлежащих "реконструкции" под размещение паркингов. Таким образом, смертельная угроза, нависшая над уникальными зданиями исторического Центра ровно год назад, в марте 2011 года, ныне вернулась уже в документально оформленном виде. Об этом 4 апреля сообщил информационный портал "Карповка".

В представленный список вошли как малоизвестные, в том числе полностью заселённые и находящиеся практически в идеальном состоянии здания, так и знаковые объекты градозащиты, уже приобретшие широкий резонанс. В числе последних - дома 21 и 29 по Тележной ул.; дом 39 по Лейхтенбергской ул.; дом 63/24 по Садовой ул., уже спасённый однажды Группой ЭРА от сноса для реализации проекта "Ambassador III"; дома 114 и 118 по Обводному каналу, находящиеся в зоне погромных интересов холдинга "Адамант" по проектированию района Ново-Измайловской прорезки.

Смольнинскими градоуничтожительными проектами давно никого не удивишь. В последние три десятилетия они превратились в тоскливую банальность, и проектов иного, "охранительного", сорта - направленных на спасение уникального города от варварского уничтожения - от городской администрации никто давно не ждёт. Интереснее другое: проект с паркингами в исторических зданиях XVIII-XX веков, как никогда ярко высветил сущность тех либералов, которые до сих пор имеют наглость именовать себя "градозащитниками" - "Живого города", "ЭКОМа" и иже с ними.

Вместо разработки экстренных мер по противодействию новому варварскому прожекту, оборотни от градозащиты рассыпались в восторгах по поводу данной программы и пропели, как и год назад, восторженные дифирамбы "мудрости Смольного". Как и в 2011-м, особенно напрягалась в этом хоре лидер "ЖГ" Антонина Елисеева - единственный в организации автовладелец, дамочка, крайне озабоченная своей "статусностью" и искренне считающая ниже своего достоинства пользоваться трамваем и автобусом. Её безграмотно-дилетантские рассуждения, поданные с невероятным апломбом, уже вызвали громкий скандал год назад и способствовали отходу от ангажированной организации ряда активистов. 

Суть же безумной идеи размещения паркингов в старинных зданиях ясна изначально любому гражданскому инженеру-троечнику или просто человеку, обладающему элементарным техническим мышлением. Реконструкция таких зданий под столь отличное от первоначального использование - принципиально невозможна. Габариты и планировочные решения жилого дома, система капитальных конструкций и их несущая способность - принципиально отличны от конструктивной системы паркингов как таковых. Можно сказать, что они не имеют между собой ничего общего. При размещении паркинга нет возможности использовать даже исторические перекрытия жилого дома бетонным заполнением по металлическим балкам (как, например, в домах периода модерна, в т. ч. на Лейхтенбергской, 39) из-за резко возрастающих нагрузок. Не говоря уже о планировке помещений (жилые комнаты, анфилады, коридорная система) и ценном декоре в интерьерах зданий. Принципиально отличаются и общие объёмно-пространственные решения зданий столь различного назначения. 


Любая "реконструкция" жилого дома под паркинг означает только полный его снос. В идеальном случае возможно сохранение одной стены - главного фасада, и то лишь тогда, когда это допускается её техническим состоянием в отрыве от общего каркаса дома и когда не будет имитировано её "самообрушение" по коммерческим соображениям очередного "инвестора". 

Любому адекватному человеку ясно, что историческое здание - это не одна стена. Это, в общем случае, целый комплекс: лицевой дом и система дворовых флигелей, каждый из которых состоит из, как минимум, четырёх-пяти капитальных стен и межэтажных перекрытий, составляющих конструктивную основу строений, к которой имеют непосредственную привязку вся планировка и декор интерьеров. Именно совокупность всего этого (разумеется, в подлинном материале) обусловливает культурную ценность исторического здания как памятника архитектуры.

Как показал опыт всевозможных "реконструкций со сносом" в Петербурге, даже несоизмеримо более близкие виды использования, чем жилой дом и автопаркинг (напр., жилой дом - гостиница) не допускают тактичной реконструкции зданий с учётом современных требований. Классический пример: даже реконструкция гостиницы "Англетер" (вообще без изменения использования!) под 4-звёздочную современную гостиницу была изначально невозможна из-за резко изменившихся требований к планировочным решениям - что и привело в 1987 году к её полному сносу.

Поддерживая дикие проекты реконструкции жилых домов под паркинги, оборотни от градозащиты, тем самым, соглашаются с полным сносом этих зданий. Невозможно же сводить культурную ценность старинных построек исключительно к ценности их лицевых стен, как это делают идеологи "фасадизма"...

Не знать всего этого, являясь градозащитником - невозможно. Можно лишь отстаивать интересы автовладельцев, автомобильной промышленности и нефтегазовых корпораций, лоббирующих дальнейшее продвижение автоинфраструктуры в совершенно непредназначенном для неё Старом Городе. Что, собственно, и происходит. Какое отношение вся эта коммерческая активность имеет к градозащите - совершенно непонятно.

Магистральным путём решения транспортных проблем Центра в уникальном историческом мегаполисе - объекте всемирного культурного наследия UNESCO - является резкое сокращение частного автотрафика в Старом Городе, а затем и полный запрет на въезд в исторические районы ненужного здесь транспорта. Необходимо и коренное преобразование всей системы общественного транспорта - в первую очередь, полномасштабное возвращение трамвая в исторический центр, на смену маршруткам и "частникам".

Дилемма стоит очень жёстко: либо мы сохраняем бесценную среду единственного в мире исторического мегаполиса - либо мы позволяем "частникам" реализовывать свои личные амбиции, катаясь по нему без ограничений "на работу и домой", но в таком случае неизбежно теряем Старый Город. Третьего не дано.

Масштабы ценностей принципиально различны, и цивилизованная Европа давно свой выбор сделала, причём городов с таким объёмом сохранившейся исторической среды - там нет.

Дополнительно:
Руководство ЖГ лоббирует интересы частных автовладельцев
Terhia. Воплощение глупости без малейшего намёка на здравый смысл
Дмитрий Жвания. Пора уничтожать автомобили

Comments

holicin
Apr. 22nd, 2012 12:31 pm (UTC)
Дом 118 - это не только главное вокзала, но и ещё несколько десятков построек станции Петербург-Варшавский, в основном кирпичного стиля.
shem8
Apr. 22nd, 2012 05:13 pm (UTC)
Я там люблю погулять, по этой пустой железке. Два здания, что поближе к Варшавскому, раздестроены в хлам, но вот это пока стоит закрытое и даже кем-то охраняется, вроде:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
holicin
Apr. 22nd, 2012 05:24 pm (UTC)
Wow, красота какая!
Что касается адресации - там надо смотреть по литерам строений... Они нигде на самих зданиях, естественно, не написаны и имеются лишь на градостроительных планах. В данном случае речь идёт о лит. Б дома 118 и некоем здании с официальным адресом "дом 114, корп. 2, лит. А", хотя корпусов в Старом Городе, как известно, не бывает. Это лишь в последнее время какой-то чуши в КЗРЗ напридумывали...
shem8
Apr. 22nd, 2012 05:34 pm (UTC)
Вот 114 корпус 2 литера А - это, скорее всего, и есть сожжённые и разрушенные Товарные терминалы, превращённые ныне в жуткую свалку мусора. Фото, к сожалению, нет, в последний раз ходила туда в начале зимы, было очень темно. Но тогда получается, что эта Ново-Измайловская прорезка какой-то невероятной ширины должна быть, и посередине неё - Воскресенский храм.
holicin
Apr. 22nd, 2012 05:46 pm (UTC)
Ну, почему же - "невероятной ширины"? По проекту трассировки через Обводный канал строится новый широкий мост взамен существующего, далее трасса, раздваиваясь, огибает здание Варшавского вокзала справа (движение от Центра) и слева от него (к Центру), за вокзалом потоки вновь объединяются и прорезка идёт далее, в створе Измайловского проспекта, продолжая его. При этом сносится огромное количество всего ценного, включая ряд официально охраняемых зданий (напр., 1-этажное здание 1899 года в створе правого проезда вдоль Варшавского вокзала). При этом сносы обусловлены не столько прокладкой дороги, сколько строительством гигантского нового района, запроектированного "Адамантом" на месте станций СПб.-Варшавский (пасс. и тов.) и Корпусной пост.
shem8
Apr. 22nd, 2012 06:56 pm (UTC)
Слышала про это. Бредовая идея:(((

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner