?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Источник: http://www.zaks.ru/new/archive/view/56105

В этом апреле снесённые до основания и затем "воссозданные" дома 55 и 59 по соседству с "Невским паласом" освободились от строительных лесов. Общестроительные работы в новых зданиях закончены, и горожане получили возможность в полноте оценить новые архитектурные "шедевры", созданные по заказу компании "Коринтия", владельца 5-звёздочного "Паласа".

Ещё в ходе строительства крайнее недоумение вызывал сам способ "воссоздания" памятников – возведение типовой монолитно-железобетонной конструкции типа "этажерки" на месте кирпичных зданий XIX века. Было ясно, что к уничтоженным объектам культурного наследия она никакого отношения не имеет. Когда же леса сняли, перед горожанами предстали нелепые гибриды утраченных памятников и современных "евростекломонстров", выведенные в виварии проектировщика – Ю.И.Земцова.

Новые постройки полностью утратили лёгкость и органичность подлинных, что особенно ясно видно, если смотреть на них не анфас, а под углом. Неизвестно откуда на зданиях появились чужеродные и резко диссонирующие с их обликом стеклянные мансарды. Сами свежевыкрашенные фасады – бетонные стенки, на которые лишь "налеплен" эклектический декор – оказались не только неестественными по своей природе, но и… вообще не теми, что стояли здесь  несколько лет назад. Видные специалисты по истории и  архитектуре города единодушно подвергли отстроенное компанией "Коринтия" уничтожительной критике, особо отметив, что возведённые фасады представляют собой лишь некоторое стилевое подобие, "вольные копии" снесённых зданий и отнюдь не воспроизводят утраченные творения А.В.Иванова и А.К.Реймерса.

Невский, 55:




Невский, 59:





Так что же всё-таки случилось на Невском проспекте и почему "Невский палас" вот уже 20-ть лет остаётся "горячей точкой" города, постоянно привлекающей внимание общественности?

Экскурс в историю

Освоение территорий вдоль Невского проспекта начиналось, как известно, со стороны Адмиралтейства, и отрезок проспекта от Фонтанки до Знаменской площади (Восстания) застраивался позднее, чем фешенебельная 1-я Адмиралтейская часть. Здесь мало роскошных дворцов знати, зато сохранился большой массив интереснейшей жилой застройки, в основном – эпохи эклектики, архитектурную ценность которой стали осознавать и признавать достаточно поздно, примерно с 1970-х годов.

За Владимирским проспектом к Невскому прилегала Дворцовая слобода, где с XVIII века селились главным образом работники Дворцового ведомства, мастера стремянных, колокольных, кузнечных и свечных дел, память о которых сохраняется до сих пор в названиях улиц и переулков.

В доме 55 по Невскому (построен в начале XIX века, перестроен по проекту видного мастера эклектики – архитектора А.В.Иванова, 1892), принадлежавшем А.Н.Тряничеву, в начале XX века размещались меблированный дом "Северный" и Финансовый клуб. Сюда же переехало и Петербургское шахматное собрание, в стенах которого проходили многие турниры того времени. В 1910-е годы здесь находился кинематограф "Нирвана", ставший после революции научно-популярным.

Дом № 57 был построен архитектором А.И.Ланге в 1861-1862 годах. В 1913-1914 годах его перестроил архитектор В.Н.Бобров, оформивший здание в стиле строгого неоклассицизма. Здесь жили служащие Ремесленного училища цесаревича Алексея, находилось Товарищество обработки строительных материалов, кинематограф "Ампир", магазин автомобилей "Бенц и Ко.". В 1920-е годы в здании открылась гостиница "Гермес", с 1950-х – "Балтийская".

Следующий за гостиницей дом 59 появился здесь в первой четверти XIX века. По заказу владельца А.Ю.Воейковой в 1873-1874 годах архитектор А.К. Реймерс изменил облик фасада, оформив его рустовкой, пилястрами и богатой лепниной с изящной деталировкой, столь характерной для стиля зрелой эклектики. Здесь работали отделение крупной московской фирмы "В.Высоцкий и Ко.", Центральный банк обществ взаимного кредита, товарищество чайной торговли. В 1920-е годы в доме жил драматург Евгений Шварц.

Земцов: через варварство – к "звёздам"
Концепцию так называемого "развития" четырёх кварталов между Невским проспектом и Колокольной улицей, Владимирским проспектом и улицей Марата, малоизвестный в то время архитектор Ю.И.Земцов и Ко. начали разрабатывать ещё в 1979 году. В 1986-1987 годах были опубликованы предпроектные проработки по строительству пассажей в створах Дмитровского и Поварского переулков, с выходом на Невский проспект.

На базе идей о так и не состоявшемся "Дмитровском пассаже" и велись впоследствии работы по созданию "Невского паласа". Кроме пассажей, планировался ещё снос целого ряда ценных зданий и "повышение престижности микрорайона за счёт внедрения предприятий и организаций высшего разряда".

Цена данного проекта, правда, предполагалась в цифрах более 200 000 000$ плюс расселение ни много, ни мало 3.500 человек. Следует особо отметить, что "освобождение" домов по Стремянной улице от их обитателей стало одним из первых фактов массового сопротивления произволу властей: жители не хотели покидать свои квартиры и переселяться на окраины, поэтому властям пришлось применить грубую физическую силу, вплоть до выселения силами милиции.

Обоснование концепции было редкостно надуманным и несостоятельным как с архитектурной, так и с социальной точек зрения. Началось оно с ничем не объяснимого постулата кандидата наук А.В.Махровской (тогдашнего аналога современной Славиной), что квартал 220, между Стремянной улицей и Невским проспектом, является "слишком  большим".

Методы этого строительства (арх. Земцов Ю.И., 1990-1993) в объединённой охранной зоне Центра, к сожалению, не нуждаются в длительных комментариях. Строительство велось без надлежащего согласования с органами охраны памятников, с грубыми нарушениями правил застройки города и Закона "Об охране и использовании памятников истории и культуры", игнорировались протесты и запреты Министерства культуры.

В результате были практически полностью уничтожены три ценнейших исторических здания, в т. ч. памятник архитектуры федерального значения - дом 8 по Стремянной ул., где жили несколько поколений актёрской династии Самойловых. От этого и соседнего с ним дома (№ 6), от самой гостиницы в подлинном материале сохранились разве что фасадные стены. Что, впрочем, не помешало Земцову получить аж две Государственных премии за совершённый им акт вандализма.

Но последствия премированного 5-звёздного строительства этим не ограничились. Все соседние с "Невским паласом" здания (Невский пр., дома 55 и 59, Стремянная ул., дом 10) дали угрожающие неравномерные просадки вследствие строительства подземного комплекса гостиницы без предварительного гидрогеологического обследования всего участка и проведения защитных мероприятий по укреплению грунтов и соседних фундаментов. Все эти здания пришлось немедленно расселить, и земцовский "дворец" на 10 лет оказался в мрачном окружении брошенных на произвол судьбы полуруин с заколоченными окнами.

Воодушевлённый таким "успехом" "Невского паласа", Ю.И.Земцов пытался реанимировать свои фантазии о "Поварском пассаже" 17-летней давности ещё и в 1996 году. Однако, терпение властей, видимо, иссякло, и реализация этого проекта была тихо спущена на тормозах.

"Звёздная болезнь" летальна для окружающих
Проблема восстановления и реконструкции повреждённых при строительстве земцовского "дворца" исторических зданий встала перед городскими властями  ещё в 1991 году. Но исполнительная власть (А.А.Собчак, А.А.Большаков и др.) открыто покровительствовала тогдашнему владельцу – ЗАО "Гермес", поэтому ни уголовной ответственности, ни штрафных санкций, ни компенсации ущерба за уничтожение городской собственности и культурных ценностей так и не последовало.

В 1997 году "Гермес" получает в долгосрочную аренду полуразрушенный по его вине памятник архитектуры на Стремянной ул., д. 10 и около 10 лет пытается привести его в приемлемое состояние. Над проектом реконструкции здания под "реабилитационный центр" с фитнесс-классами работал сначала "ЛенНИИпроект", затем - ПТАМ Е.Герасимова. Однако, на выходе город получил уже не памятник архитектуры, а совсем другое здание с уродливым стеклянным эркером треугольной формы на фасаде…

Ну, а пока владельцы гостиницы (контрольный пакет акций находился у города) в тесном содружестве с Ю.И.Земцовым, крайне заинтересованным в продолжении работы в избранном квартале, планировали сплошную череду дальнейших гешефтов, оказалось, что расплатиться с австрийскими кредиторами нереально: все прогнозы о сверхдоходности отеля оказались дутыми, что привело "Невский палас" в долговую яму. Уже к началу 1997 года долги составили около $ 160.000.000, и городские власти собрались продать свой пакет акций (51%), чтобы избавиться от такой "прибыльности".

Покупатель прогоревшего отеля нашёлся лишь к 2001 году. Им оказалась гостиничная сеть "Коринтия", которой тут же "подарили" и оба руинированных памятника по бокам от "Паласа". Компания изначально не скрывала, что намерена превратить оба здания в дополнительные корпуса гостиницы, что было совершенно нереально выполнить, соблюдая строгие рамки старых стен. Соответственно, под задачу, поставленную "Коринтией", формировались и требования по "сохранению" памятников: по результатам рассмотрения документов Комитет ГИОП ограничил состав "предметов охраны" лишь лицевыми фасадами, которые тут же было разрешено… снести. При условии последующего воссоздания.

Ну, а плоды этого "воссоздания" мы можем теперь лицезреть в натуре… 
 

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner