?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



(Из книги Я. Г. Годеса "Этот новый старый трамвай")

       8 марта 1942 года в блокадном Ленинграде пошёл трамвай. Точнее будет сказать, что трамвай тронулся с места, поскольку 8 декабря 1941 года 52 поезда остановились прямо на линии.



         Обсуждение вопроса о возобновлении движения началось уже в январе 1942-го. Была поставлена задача открыть грузовое движение 8 марта, а пассажирское - 15 апреля. Грузовые трамваи должны были участвовать в уборке города и помочь восстановлению пассажирского движения. Трамвайщики начали сложную и ответственную работу. Очень важно было сохранить в рабочем состоянии наиболее уязвимую часть трамвайной колеи - стрелки. Их сберегли стрелочницы - в холод и пургу из последних сил они очищали пути от снега и переводили, без конца переводили стрелки, чтобы не позволить морозу сковать металл.
        Десятки километров путей, 500 километров контактной сети, сотни вагонов были в короткий срок приведены в порядок. 7 марта в Трамвайно-троллейбусное управление сообщили: в 18 часов на Клинскую подстанцию (недалеко от Витебского вокзала) подадут напряжение.



         Ближе всех к этой подстанции был грузовой вагон, стоявший на Загородном проспекте. К нему и поспешила группа трамвайщиков во главе с начальником управления М. Х. Сорокой. Попробовали пустить трамвай. Поднялись на площадку вагона, поставили реверсивный барабан на "вперёд", подняли бугель и включили контроллер. Вагон вздрогнул, но с места не двинулся. Проверили - ток в сети есть. Посмотрели под вагон: он стоял на смёрзшейся глыбе льда и снега. Пришлось поработать ломами. Снова включили контроллер. И вот трамвай едет по Загородному...



         На следующий день состоялся общегородской воскресник по очистке города. Электроэнергию подали на многи участки сети, и грузовые трамваи использовались для вывозки снега и грязи на свалки. Радости горожан не было предела - они изумлённо смотрели на оживший трамвай и всюду, где бы он ни появлялся, встречали егго возгласами "ура!".
Теперь предстояло сделать самое главное: открыть движение пассажирского трамвая. А это было гораздо сложнее...

(продолжение следует)

Чтобы обеспечить трамвай электроэнергией,  нужно было восстановить на пятой ГЭС третий котёл. Готовясь к эвакуации, его в своё время демонтировали.  Теперь же решено было не только собрать котёл заново, но и реконструировать его. Еле державшиеся на ногах люди в очень короткие сроки выполнили эту работу, и по трамвайным проводам вновь побежала электроэнергия.



Подстанции, давшие первое напряжение блокадному трамваю:



Reposted from: http://tura8.livejournal.com/6832.html

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner