?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

За трамвай!!!

     24 марта мне довелось побывать на общественном обсуждении проблемы сохранения построек трамвайного парка №2, он же им. Леонова (Василеостровский).
     Вероятно, многие читали и слышали о проекте частичного уничтожения исторических корпусов и об угрозе для расположенного там Музея городского транспорта.
     Встреча активистов и просто неравнодушных к петербургскому трамваю граждан состоялась в помещении театра при Литературно-мемориальном музее Ф.М.Достоевского. Присутствовало 30 человек. Было очень интересно.





     Уже шестую весну в Петербурге организуются циклы мероприятий, посвящённых памяти выдающегося деятеля культуры Г.В.Пионтека (1928-2005). Это дискуссии, творческие встречи и выставки, темы которых, на первый взгляд, мало связаны между собой - однако, они не случайны, поскольку отображают широчайший круг творческих интересов Георгия Владимировича. В частности, история железных дорог, создание познавательных транспортных музеев его занимали чрезвычайно, поэтому обсуждение животрепещущей темы петербургского трамвая в программе «Дней Пионтека» оказалось более чем уместно.
     Стоит отметить, что никакого спора «за и против» музея городского транспорта (такая формулировка мелькнула в анонсах) не было и быть не могло: ведь те, кто «против», не заинтересованы в дискуссиях с общественностью и не участвуют в дебатах...

Дмитрий Григорьев и Г.В.Пионтек
     Поэт Дмитрий Григорьев прочёл подборку стихов разных авторов: «Заблудившийся трамвай» Николая Гумилёва, «Алый трамвай» Роальда Мандельштама, «Трамвай разговаривает, сам с собой...» Владимира Кучерявкина, а также свои произведения («Тихий весенний трамвай номер 31 идёт по мостам и бульварам, а день позади...»). Со светлой грустью вспоминал 31-й номер, поездка на котором (от Нарвских ворот на Острова) воспринималась как экскурсия по красивейшим местам города.
     На экране портрет Георгия Владимировича Пионтека.

Виктор Туралин
     Виктор Алексеевич Туралин (tura8) рассказал о концепции музея городского транспорта. По моему впечатлению, концепция продумана всесторонне и до мелочей - придраться не смог даже «пламенный трамвайщик» Д.А.Достоевский (его силуэт выделяется в первом ряду).
     Взгляните, хотя бы бегло, на очень красиво исполненный плакат, показанный на этой фотографии - вы поймёте, какие талантливые и увлечённые люди занимаются историей нашего общественного транспорта (там речь идёт не только о трамваях, но и о троллейбусах, автобусах, метро...). Сколько физических и душевных сил они вложили в свою работу - причём явно готовы вложить ещё больше. И кем надо быть, чтобы подойти и поставить крест хотя бы на половине показанных тут задумок...
     К сожалению, одобренный городской властью проект концертного комплекса предусматривает значительное сокращение площади музея, который таким образом лишится всяких перспектив роста и не сможет превратиться в серьёзное, научно значимое учреждение. Кроме того, придётся отправить на свалку десятки старых вагонов, которые ждут реставрации, но пока не восстановлены и формально не считаются экспонатами.
     Невозможно понять, почему новый концертный зал (говорят, без него город не может принимать «звёзд» уровня Элтона Джона) должен быть построен именно на этом, уже занятом месте, а не, допустим, у кольцевой дороги, как его венгерский прототип.

Дмитрий Андреевич Достоевский
     Дмитрий Андреевич Достоевский - человек, в своей жизни концептуально освоивший 23 профессии, наибольших высот достиг именно в профессии водителя трамвая (получил квалификацию водителя 1 класса и водителя-учителя). Охотно рассказывает об особенностях вождения МС или специфике пневматической тормозной системы ЛМ-33... Последняя, кстати, требовала от водителя подлинной виртуозности: правнук знаменитого писателя признался, что, при всём своём старании, порою всё же удостаивался справедливых окриков «не дрова везёшь». Зато как приятно было блеснуть искусством плавной остановки...
     Работал в парке Кировского района (ныне №5), возле которого и живёт. Водителями трамвая работали его сын и невестка. От имени и при участии своей «трамвайной» семьи активно выступает в защиту транспортного музея на В.О.

Михаил Дружининский
     Михаил Дружининский, ДГИ. Тоже работал водителем трамвая. Не сомневается, что трамвай в Петербурге должен быть, причём в центре города, а не только на периферии. Опыт европейских городов, в своё время отказавшихся от этого вида транспорта, показывает: трамвай возвращается. Но в среднем, увы, через 15-20 лет. Не хотелось бы ждать так долго.
     Посоветовал тем, кто бывает в Европе, не упускать случаев прокатиться на трамвае. Например, в Афинах - впечатление гарантировано, даже при том, что сам этот город, по нашим архитектурным меркам, невзрачен.

Евгений Павлович Гостев
     Евгений Павлович Гостев, опытный инженер-строитель, указал на особенности конструктивных решений, применённых строителями трамвайного парка на Васильевском острове, на их уникальность для Петербурга, а также на скрытые опасности, заложенные в проекте архитектора Мамошина, согласно которому целостные конструкции исторических корпусов будут нарушены, ослаблены, и, наконец, потеряют ту ценность, которая отличает памятник от фрагмента памятника - со всеми вытекающими последствиями.
     Ранее Е.П.Гостев получил известность в среде градозащитников, в частности, как критик проектов реконструкции стадиона им. Кирова и строительства 2-й сцены Мариинского театра.

Алексей Ярэма
     Алексей Ярэма (holicin), специализированная группа экологии рядовой архитектуры (ЭРА). Градозащитник с четвертьвековым стажем выглядел немного усталым, что, однако, не отразилось на информационной насыщенности его выступления.
     Отвечая на вопрос «что делать?» (особенно актуальный для жаждущей радикальных перемен молодёжи), рекомендовал участвовать в работе специализированных групп «Петербуржцы за общественный транспорт», «ЭРА», «Трамвай-100» и других. Или, если угодно, поддержать политические движения левого толка, тоже проводящие акции в защиту трамвая.

Андрей Леонидович
     Андрей Леонидович ...овский (не удалось расслышать фамилию). Делился ностальгическими воспоминаниями о поездках по городу в былые годы. Признался, что испытывает некоторый пессимизм: в центре Петербурга (он проживает, кажется, на ул. Рубинштейна) становится всё меньше жителей. Недаром на многих старых улицах уже не найти продуктового магазина. Жилые дома расселяются и перестраиваются в офисы, сотрудники которых приезжают издалека и предпочитают пользоваться каждый своей машиной. Возвращение трамвая в исторический центр может лишиться практического смысла - зачем гонять пустые вагоны?

Михаил Борисович Конашев
     Михаил Борисович Конашев - член Координационного совета СПбСУ, кандидат биологических наук, заместитель директора СПб филиала Института истории естествознания и техники РАН.



     Политические аспекты в выступлениях не развивались по убедительной просьбе ведущего, но, наверно, понятно, в каком ключе ораторами упоминались Матвиенко, Манилова и вся наша (наша?) власть. Руководители города, которые по своему положению обязаны содействовать развитию общественного транспорта, держат курс на его уничтожение, не проявляя при этом никакого реального интереса к мнениям и предложениям горожан. Соответственно, представителям технической интеллигенции, в среде которых оппонент - это всегда друг исследователя, помогающий вовремя увидеть ошибки, дикостью кажется нынешний стиль городского управления, при котором оппонент - враг, помеха.

     Совместных заявлений или каких-либо формальных решений собравшиеся не принимали.
     Некоторым такая концовка показалась нелогичной - ведь, как указали ораторы, в случае нашего бездействия комплекс Василеостровского трампарка (одного из трёх старейших в Петербурге) будет потерян уже в текущем 2011 году.
     С другой стороны, этот вечер был организован как памятный. По Пионтеку, при защите культурных ценностей нельзя действовать силой постановлений и приказов. Пробудить в человеке сознание, совесть, интерес к наследию - вот подход, который Георгий Владимирович считал подлинно эффективным...

     Прошу прощения за неполноту рассказа - увлёкшись фотосъёмкой, я многое прослушал. Но в зале присутствовали профессиональные корреспонденты «Делового Петербурга» и, кажется, «Российской газеты» - вероятно, там уже что-то опубликовано. Буду благодарен за ссылки.

Билет в музей Достоевского
     Билет в музей Достоевского.

     Стоит напомнить, что дом на углу Кузнечного переулка и бывшей Ямской улицы когда-то предполагалось снести. Благодаря настойчивости Пионтека он был сохранён, была восстановлена квартира писателя и создан сегодняшний музейный комплекс (в том числе и приютивший нас театральный зал).
     Что сможем мы?



За трамвай! За музей городского транспорта!
Плакат движения «Петербуржцы за общественный транспорт»
на IV общегородском митинге в защиту Петербурга (9 октября 2010).



Comments

( 3 comments — Leave a comment )
tura8
Mar. 30th, 2011 03:29 pm (UTC)
Спасибо!
Полный материал о проблеме и сама Концепция музея тут:
http://tura8.livejournal.com/
ivansmith
Mar. 31st, 2011 01:37 pm (UTC)
Андрей Леонидович - это Тимковский, доктор физ.-мат. наук и ученый секретарь координационного совета Союза Ученых СПб
olgrs
Mar. 31st, 2011 08:33 pm (UTC)
Андрей Леонидович
Спасибо, выручили!
Когда мы уже расходились, Андрей Леонидович продолжал рассказывать занимательные случаи - например, как он ездил в Политех на "колбасе". Указывал при этом подробности: и номер маршрута, и сколько таких случаев было, и сколько человек висело рядом... Вот что значит физико-математический склад ума!
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner