?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

При строительстве комплекса зданий «Экспофорум» было уничтожено ингерманландское кладбище в Пулковском отделении совхоза «Шушары»

16 апреля 2011 г. сотрудники Митрофаниевского союза совершили прогулку на место храма Смоленской иконы Божией Матери села Большое Пулково (1783-1785, арх. Дж. Кваренги) и кладбища этой церкви - близ бывшего Пулковского отделения совхоза «Шушары». На месте выяснилось, что кладбище уничтожено, кресты и другие надгробия украдены или сломаны. Часть крестов складировано в кучах за забором на участке где строится комплекс зданий «Экспофорум».


Упразднённое кладбище.


Стареет все, и все уносит время,

Но зрелища грустнее нет, когда

В заботах дня мятущееся племя

Приют отцов сметает без следа.


Печальный вид! Железная ограда

Разрушена кощунственной рукой;

Немых могил задумчивое стадо

Осквернено последнею хулой.


Изломаны кресты и мавзолеи -

Смирения и вечности символ,

Лишь завернет в заглохшие аллеи

Щипать траву меланхоличный вол.


Унылый вид! Не требуя земного,

Земля не верит памяти живых

И письмена тщеславия людского

Сдувает пылью с камней гробовых.


И жадный вор вечернею порою

Чугунный крест с расшатанной плиты

Спешит унесть, - святынею чужою

Не дорожат преступные мечты...


И лишь дерев зеленые побеги

Из года в год все чаще, все пышней,

Чтоб мертвецов загробные ночлеги

Благословлять дыханием ветвей;


Чтоб говорить мечтательно случайно

Забредшему под шаткую их сень,

Что жизнь - вечна, что кто-то бросил тайно

В могильный мрак забрезжившийся день.


1888 год. Константин Фофанов.


16 апреля 2011 г. сотрудники Митрофаниевского союза совершили прогулку на место храма Смоленской иконы Божией Матери села Большое Пулково (1783-1785, арх. Дж. Кваренги) и кладбища этой церкви. Место это располагается на территории Пушкинского района г. С.-Петербурга близ шоссе Петербург-Пушкин (Царское Село) и административно располагается на землях Пулковского отделения совхоза «Шушары». Исторически это 5 верста от Царского Села (близ места храма сохранился верстовой столб). Также Петербургское шоссе здесь пересекает речка Пулковка. Она имеет исток свой здесь же у Пулковских высот и является правым притоком реки Волковки. На полях Пулковского отделения совхоза «Шушары» (теперь уже бывших) в 1960-1970-х гг. создано искусственно водохранилище для орошения полей.

Фрагмент топографического плана масштаба 1:5000 с показанием отделения совх. Шушары, кладбища, места церкви, место строительства Экспофорум выделено красным.
Фрагмент пографического плана масштаба 1:5000 с показанием отделения совх. Шушары, кладбища, места церкви, место строительства Экспофорум выделено красным.


В месте, где из водохранилища истекает река Пулковка, на высоком берегу, находится небольшой «новый» участок (примерно 150 м на 250 м) кладбища церкви Смоленской иконы Божией Матери – это более молодой участок некрополя. Старый участок располагался непосредственно возле самой церкви (очевидно, с 1749 г.- времени возобновления церкви в Большом Пулково, прежняя существовала здесь в XVI-XVII вв.), а после переполнения, очевидно, в середине XIX века, был отведён участок под новое кладбище. Новый участок располагается приблизительно в 500 метрах южнее руин Смоленской церкви, рядом с дамбой, на правом берегу реки Пулковки.


Фрагмент топографического плана c показанием позиций Советской Армии (красным цветом) и Вермахта (синим цветом). План из музея Пулковской обсерватории.
Фрагмент топографического плана c показанием позиций Советской Армии (красным цветом) и Вермахта (синим цветом).
План из музея Пулковской обсерватории.


По свидетельствам очевидцев и на основании документальных свидетельств, на «новом участке» было множество захоронений дореволюционного времени, довоенных могил, а также и к старому, и к новому некрополям примыкают участки, где в 1941-1944 гг. производились массовые воинские захоронения, поскольку именно здесь, в церкви и возле неё располагались штабы 864, 880 и 891 (получил позднее наименование Рижского) стрелковых полков 189 стрелковой Кингисеппской краснознамённой дивизии и примерно в 1500-1900 метрах от «нового участка» кладбища к югу располагались позиции Советской Армии и в течение трёх лет (!) проходила линия фронта в годы войны и блокады, с сентября 1941 по январь 1944 гг. Известно также, что на колокольни рама во время войны был наблюдательный пункт.


Фрагмент сохранившегося пола церкви Смоленской иконы Божией Матери. Фото Н.В. Лаврентьева, 9.IV.2011 года.
Фрагмент сохранившегося пола церкви Смоленской иконы Божией Матери.
Фото Н.В. Лаврентьева, 9.IV.2011 года.


По данным Межрегиональной организации ленинградских ветеранов войны и военной службы - однополчан, основанных на архивных сведениях Центрального архива Министерства обороны и других, по обоим берегам реки Пулковки между линией фронта и шоссе были дивизионные кладбища 189-й стрелковой дивизии, полковые места захоронений 13-й и 86-й стрелковых дивизий. Сегодня никаких знаков на этих захоронениях нет, просто перелески, поля, откосы, пустыри, поросшие бурьяном и редколесьем. Единственное окультуренное воинское захоронение – под Пулковской горой, так называемое «Кладбище астрономов». Но на самом деле земля здесь буквально пропитана кровью и хранит тысячи, десятки тысяч останков бойцов, защищавших наш Ленинград.


Крест на месте церкви Смоленской иконы Божией Матери. Фото Н.В. Лаврентьева, 9.IV.2011 года.
Крест на месте церкви Смоленской иконы Божией Матери.
Фото Н.В. Лаврентьева, 9.IV.2011 года.


А ведь сейчас мы говорим только о берегах реки Пулковки между водохранилищем и Петербургским шоссе. А такие кладбища и братские могилы располагаются здесь также – вдоль всего Пулковского шоссе, у железной дороги, у дер. В. Койерово, у дер. М. Виттолово, у дер. Венерязи, 500 м южнее дер. Гонгози, 2 км южнее Авиагородка, у дер. Ускиля – список не имеет конца. Всё это захоронение солдат и офицеров, которые держали обороны города все 900 дней Блокады Ленинграда. Это дивизионные и полковые кладбища стрелковых дивизий: 13, 45, 63 (гвардейской), 64, 85, 86, 125, 168, 189 – тысячи и десятки тысяч забытых бойцов. Странно, что мы говорим «Никто не забыт, и ничто не забыто», когда забыты десятки и сотни тысяч воинов. Не только их имена, но и их захоронения забыты. Места их погребения не отмечены ни крестами, ни плитой, ни памятными знаками, не обихожены, не благоустроены, и теперь эти земли еще и выделяются под застройку.


Надгробие И.А. Муравьёва близ храма. Фото Н.В. Лаврентьева, 9.IV.2011 года.
Надгробие И.А. Муравьёва близ храма.
Фото Н.В. Лаврентьева, 9.IV.2011 года.


Место Смоленского храма в настоящее время представляет собой сохранившееся основание разрушенной церкви, на возвышении сохранились обширные фрагменты пола, облицованного керамической плиткой. Кое-где пол провалился и есть возможность проникнуть в подвал храма. В центре бывшей церкви сейчас установлен небольшой крест со Смоленской иконой Божией Матери. Рядом с храмом сохранился фундамент небольшого церковного дома. Вблизи церкви мы обнаружили одно единственное надгробие из красного гранита, эпитафия на нем гласит: «На сем Месте покоится Раб Божий Иван Александрович Муравьев ск. 7 Апреля 1925. 17 л. от роду». Вблизи храма под землёй проходит телефонный кабель, а в паре десятков метров от церкви, очевидно, осенью прошлого (2010) года проводилась шурфовка этого кабеля, от чего осталось две большие ямы (траншеи) менее метра глубиной. На краю ям, в самих ямах и в земле, которая оттуда вынута, мы обнаружили несколько костей и фрагментов костей, по всей видимости, это человеческие останки. Судя по глубине залегания костей – это останки бойцов Советской Армии, что подтверждается многочисленными данными из Центрального архива Министерства обороны, - здесь было дивизионное кладбище 189-й стрелковой дивизии. Кто знает, сколько здесь лежит безымянных воинов, тысяча, две, три, десятки тысяч?

Яма близ места храма. Фото Н.В. Лаврентьева, 16.IV.2011 года.
Яма близ места храма.
Фото Н.В. Лаврентьева, 16.IV.2011 года.
Кости, обнаруженные рядом с ямой и внутри неё. Фото Н.В. Лаврентьева, 16.IV.2011 года.
Кости, обнаруженные рядом с ямой и внутри неё.
Фото Н.В. Лаврентьева, 16.IV.2011 года.
 Кости, обнаруженные рядом с ямой и внутри неё. Фото Н.В. Лаврентьева, 16.IV.2011 года.
Кости, обнаруженные рядом с ямой и внутри неё.
Фото Н.В. Лаврентьева, 16.IV.2011 года.


Продолжение статьи ниже после исторического очерка.




Краткая история села Большое Пулково и храма Смоленской иконы Божией Матери.

Чтобы освободить место для организации усадебного хозяйства Саарской мызы, а также для поселения русских крестьян-переведенцев из внутренних областей России, местных жителей финнов в некоторых случаях переселяли на другие места. Вот что пишет об этом профессор российской истории, географии и статистики в Казанскоого университета Илья Фёдоровия Яковкин в своей книге «История Села Царского» 1829 г.: «...положено было, для переселения русских крестьян в окрестности мызы Сари, рассеянные хижины маймистов [1] на землях назначенных для Кузмина, Пулкова и Славянки, перенести в места лесистые для расчистки их и распашки, соединяя те хижины в деревни; а при ручьях Киоке или Кузминском и Пулковском построить для переселяемых крестьян избы с дворами... Таким образом, заселены русскими переведенцами Пулково, Кузмино и Графская (Славянка), а потом и Государева Славянка и чрез то Петербург и мыза Сара ограждены русскими поселениями».


Храм Смоленской иконы Божией Матери. Фото 1910-х гг.
Храм Смоленской иконы Божией Матери.
Фото 1910-х гг.


У подножия Пулковских высот на Нижней Коеровской дороге находились деревни Галлерово, Толмачёво, Пески, Нижнее и Верхнее Коерово, Камня, Кискино, Глиняная Горка. Село Большое Пулково с деревнями находилось у Царскосельской дороги в живописной местности на берегу реки Пулковки и на краю «пулковского увала», ныне эту территорию занимают бывшее Пулковское отделение совхоза «Шушары». Деревня Пулкова, затем слобода, превратившаяся в самостоятельное село во второй половине XIX века, размещалась севернее Большого Кузмина и в пяти верстах к северо-западу от Царского Села.

История этого селения восходит к Пулковской или Пурколовской мызе. Еще до покорения Петром Ингерманландии, при шведском владычестве здесь была мыза и шла большая дорога, по которой ездили из Копорья в Ладогу. К этой мызе принадлежали десять деревень. Опустевшая в результате военных действий Пурколовская мыза в 1710 г., при основании Царского Села была подарена царем Петром I супруге Екатерине Алексеевне. Начало устройства Пулкова надо считать с 1714 года; в этом году приступлено было к застройке некоторых соседних мест с Царским Селом. В 1719 году на одном из склонов Пулковской горы был построен летний деревянный дворец для супруги Петра I. Во дворце этом не раз устраивались праздники - Император очень любил новый дворец и подолгу любовался видами из него на окрестности Петербурга и охотился здесь с собаками. При Императрице Елисавете Петровне здесь содержались соколы, с которыми Государыня любила охотиться.


Вид на храм Смоленской иконы Божией Матери с Петербургского шоссе. Фото 1911 года.
Вид на храм Смоленской иконы Божией Матери с Петербургского шоссе.
Фото 1911 года.


По межеванию 1711 г. к Пурколовской (Пулковской) мызе приписали десять финских деревень: Пуркола, Галлеля, Карбеля, Кузьмина, Таререля, Савеля, Пилова, Коера, Таливага и Ванга и две пустые мызы Лязмяль и Коера. Всего в них находилось 17 крестьянских дворов, четыре бобыльских и три пустых. Межевая граница между Сарской и Пулковской мызами с 1711 г. проходила по реке Кузминке по обе стороны дороги из Копорья в Ладогу (впоследствии Царскосельская дорога, сейчас - Петербургское шоссе), первоначальные границы между ними при этом были изменены.

Место «латышской» деревни Пурколо было отдано русским крестьянам-переведенцам, в 1714 г. основавшим деревню под названием Пулкова при усадьбе на Пулковой горе. В мае 1717 г., по свидетельству И.Ф. Яковкина, в Пулкове уже было 54 построенных дома. В составе Сарского села
появились придворная слобода, где селились дворцовые служащие, приписные крестьянские слободы Кузмина, земли которой при шведском владении относились к Пулковской мызе, и Пулкова.

Вид на храм Смоленской иконы Божией Матери. Фото нач. ХХ века.
Вид на храм Смоленской иконы Божией Матери.
Фото нач. ХХ века.


Население Пулковой мызы по своему этническому и конфессиональному составу впоследствии делилось на «русскую» и «маймистскую» половины. Соответственно этому сложилась и система расселения: русские крестьяне основали селения вдоль главных транспортных магистралей, ведущих из Петербурга в Царское Село; финны сосредоточились в основном на возвышенности с западной стороны, вдоль пулковского уступа Ижорской возвышенности. Русскую половину населения составляли крестьяне-переведенцы из внутренних дворцовых сел. Первоначально это была одна деревня Пулкова, впоследствии превратившаяся в село Большое Пулково.

В 1856 г. было составлено подробное статистическое описание всех селений Государевой Царскосельской вотчины, благодаря которому известны важные сведения об их состоянии перед отменой крепостного права. Тогда население Пулковой слободы составляло 1692 души обоего пола, имелось 175 крестьянских домов, из них семь каменных, в том числе пять двухэтажных, в которых размещались по два семейства при особых дворах. Планировка селения сохраняла традиционный для русских деревень линейный характер. Главной улицей являлась Царскосельская дорога, ротяжённость селения составляла две версты пять сажен.


Верстовой столб близ храма. Фото 1939 года.
Верстовой столб близ храма.
Фото 1939 года.


Село Пулково имело своеобразную историю. Его жители были потомками государственных крестьян, не знавших крепостного права. Это обстоятельство, наряду с близостью к Петербургу, сыграло свою роль. Задолго до отмены крепостного права жители села Пулкова занимались торговлей, извозчичьим промыслом и т.д. Проще говоря, большинство жителей села стали кулаками. Население Большого Пулкова, кроме полевых работ, занималось садоводством, поставкой сена и сенной торговлей на Сенном рынке Петербурга, извозом, сапожничеством, от чего и имело основную прибыль. Исправно в ней жили 75 семейств (семь из них довольно зажиточно), посредственно — 89, в недостаточном состоянии — 11. В селении было девять мелочных лавочек и четыре кузницы.

На селе широко праздновали три праздника: Троицу - весной, Смоленскую - в конце лета и Николу зимнего - в декабре. Два последние праздника были «престольными» от двух престолов Пулковской церкви. В летописях Государственного Эрмитажа сохранилась история постройки этой церкви. Дж. Кваренги, постоянно работавший и проживавший в Петербурге, время от времени ездил на родину в Италию. Однажды он прожился. Денег на поездку не хватило. И вот тут-то ему был предложен заказ на постройку двух новых церквей: в Пулкове и Большом Кузьмине по дороге из Петербурга в Царское Село. Выполнение этих заказов позволило ему съездить на родину.


Интерьер храма Смоленской иконы Божией Матери. Фото нач. ХХ века.
Интерьер храма Смоленской иконы Божией Матери.
Фото нач. ХХ века.


Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулковой слободе вначале была деревянной, её построили в 1755-1757 гг. по повелению Императрицы Елизаветы. Храм был освящён 28 июля (8 августа) 1757 года епископом Сильвестром (Кулябкой). В новую церковь была перенесена часть икон с иконостаса Никольского придела Знаменской церкви из Царского Села, но так как иконостас не приходился в меру новой церкви, то вместо него присланы от духовника шесть местных образов: образ Смоленской Божией Матери «с чудами», Тайная Вечеря, царские врата, двух архидиаконов - на левые двери, вся церковная утварь, сребропозлащенные священные сосуды весом в 2 фунта 83 золотника, оловянный ковчег для запасных даров, ризница, церковные книги, четыре медные колокола, из коих самый большой в девять пудов. Все это доставлено из придворной конторы Царского Села.

Каменный храм по проекту Джакомо Кваренги заложили 30 мая 1783 года. Он строился на средства Императрицы Екатерины II. Освящение во имя Смоленской иконы Божией Матери произошло в 1785 году. Здание находилось в центре селения к западу от Петербургского шоссе на высоком холме правого берега реки Пулковки. Оно играло роль важной архитектурной доминанты, организуя и упорядочивая окружающее пространство, выявляя особенности природного и культурного ландшафта местности.

Интерьер храма Смоленской иконы Божией Матери. Фото нач. ХХ века.
Интерьер храма Смоленской иконы Божией Матери.
Фото нач. ХХ века.


Вход в прямоугольный в плане с полукруглой апсидой храм оформлял четырёхколонный портик, над ним по углам возвышались две колокольни. Одновременно по проекту Дж.Кваренги построили два одноэтажных каменных дома для причта, в одном из которых размещалось также и приходское училище. При церкви находилось кладбище. Более старый его участок располагался прямо у стен храма – «старый участок», второй был отнесён к западу на высокий берег
реки Пулковки – «новый участок».

Деревянный храм был разобран в 1793 году. В 1823 г. на средства петербургского купца В. Семьянова пристроили каменный притвор. До 1862 г. ремонт и содержание храма и причта производились на средства Царскосельского дворцового правления. По сведениям на 1884 г., пулковский приход составляли крестьяне Пулковой слободы и выходцы из неё, основавшие деревни Подгорное Пулково, Каменку, Редкое Кузмино, а также деревни Толмачи и Катлино, всего около трех тысяч жителей.

В 1938 году Смоленскую церковь закрыли, а во время войны в 1943 г. храм был разрушен. Сейчас от нее остался фундамент с глубоким подвалом. Кроме того, рядом сохранился фундамент одноэтажного каменного причтового дома.

Храм Смоленской иконы Божией Матери. Фото 1942 года.
Храм Смоленской иконы Божией Матери.
Фото 1942 года.


Осенью 1941 г. на подступах к Пулковским высотам шли ожесточённые бои. В сентябре 1941 г. на Пулковском рубеже сражались 3-я гвардейская и 5-я Ленинградская стрелковые дивизии народного ополчения (с 24 сентября 1941 г. 3-я гвардейская переименована в 44-ю стрелковую дивизию, 5-я – в 13 стрелковую дивизию), остановившие наступление немецких войск на Ленинград с юга. Советские войска удерживали этот рубеж в течение всех 900 дней блокады. В январе 1944 г. Пулковские высоты - исходный рубеж наступления ударной группировки 42-й армии Ленинградского фронта в Красносельско-Ропшинской операции 1944 года.

27 апреля 1944 года из письма Анатолия Михайловича Кучумова жене: «В один из дней... дождались попутной машины до Пушкина, сели, и началась наша экскурсия по дороге, которой так часто приходилось ездить... Сегодня ее не узнать, все носит следы ожесточенных боев... доты, надолбы, воронки от снарядов, колючая проволока, всюду надписи «Мины». Подъезжаем к Пулковской горе. Здесь все неузнаваемо, изрытая гора кажется ниже, от великолепного парка торчит десяток стволов без ветвей, которые окружают бесформенные жалкие руины великолепных зданий обсерватории… От всего Пулково осталось только три дома, вернее, пустые коробки, выгоревшие внутри. На месте церквей в Пулкове и Кузьмине - груды мелко разбитого кирпича... Они взорваны»…




В мае 2009 г. территорию в 56 га от места храма и кладбищ вдоль шоссе в сторону Пушкина огородили синим забором. Здесь собираются строить здания Экспофорума заказчиком по объекту выступает ЗАО «Экспофорум» - одна из дочерних фирм Газпрома.


Вид на водохранилище, из которого вытекает р. Пулковка, группа тополей слева – новый участок кладбища. Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.
Вид на водохранилище, из которого вытекает р. Пулковка, группа тополей слева – новый участок кладбища.
Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.


Пройдя вдоль синего забора к «новому участку» кладбища у водохранилища и современного истока Пулковки – мы обнаружили кладбище разорённым. В марте 2011 г. в статье о надгробиях на Большой Конюшенной улице мы упомянули о снесённом кладбище в Шушарах, под которым имелось в виду именно это кладбище у бывшего Пулковского отделения совхоза laquo;Шушары». Информация о сносе была получена от царскосельских (пушкинских) краеведов и 16 апреля 2011 г. мы в этом убедились сами.


Вид на кладбище – за ним синий забор Экспофорум. Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.
Вид на кладбище – за ним синий забор Экспофорум.
Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.


Этот участок кладбища располагается на холме и склоне холма, спускающегося к реке. На кладбище нами было обнаружено 5 металлических крестов и многочисленные обломки старых крестов. По внешнему виду это характерные кованные ингерманландские кресты. Таким образом, видно, что на кладбище имелись как православные, так и лютеранские (финские) довоенные захоронения. Это подтверждает, что кладбище является частично русским, частично ингерманландским. В верхней части кладбища сохранились многочисленные следы «рекультивированных» (кем? когда? на каком основании?) могил (числом более 100) – прямоугольные углубления в земле, судя по всему, оставленные выкопанными из земли металлическими и бетонными раковинами, которые, очевидно, дополнялись крестами. Синий забор проходит почти по границе кладбища. Заглянув за забор, мы обнаружили сложенные в кучу десятка два металлических ингерманландских (сломанных и целых) крестов.


Ингерманландский намогильный крест, пригнутый к земле. Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.
Ингерманландский намогильный крест, пригнутый к земле.
Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.


По сведениям очевидцев, разорение старинного некрополя произошло летом 2009 г. после установки забора и, судя по всему, было сделано строителями «Экспофорум» по указанию их начальства. Были сломаны и выдраны из земли металлические кресты [2] и другие
надгробия, на многих из которых сохранялись эпитафии с именами и фамилиями погребённых. Кресты и надгробия были сложены за забором «Экспофорум», но их было гораздо больше, очевидно, что часть их "исчезла". В одном из номеров «Царскосельской газеты», издающейся в Пушкинском районе, летом 2009 г. было напечатано объявление о планируемой рекультивации кладбища и потомкам погребённых на этом кладбище предлагалось при желании озаботиться перезахоронением их родных. Всё это очень напоминает действия властей города в годы советской власти при уничтожении петербургских городских и пригородных исторических некрополей. Ну, а потомков воинов, погибших и погребенных здесь в годы войны и блокады, вовсе не искали.


Сломанный и выдернутый из земли ингерманландский крест. Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.
Сломанный и выдернутый из земли ингерманландский крест.
Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.


То есть наша «народная власть» всё, как всегда, знала и даже опять поруководила процессом уничтожения кладбища. Кроме того, кладбище села Большое Пулково обозначено на топографических картах 1990-х годов, а значит, юридически является кладбищем, в отличии, например, от Митрофаниевского и других уничтоженных кладбищ в городе. И уж всяко, как и они, является местом погребения. Также в соответствии со статьёй 99 Земельного кодекса РФ это место является землёй историко-культурного назначения, к которым относятся земли военных и гражданских захоронений. А здесь есть и военные и гражданские захоронения.


Сломанный ингерманландский намогильный крест. Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.
Сломанный ингерманландский намогильный крест.
Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.


В соответствии со статьёй 244 Уголовного кодекса РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»:
«1. Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, - наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом;
в) с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет».


Сломанные и целые, выдернутые из земли кресты, сложенные за забором Экспофорум. Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.
Сломанные и целые, выдернутые из земли кресты, сложенные за забором Экспофорум.
Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.


Удивительно, что компания ЗАО «Экспофорум» решила выступить инициатором восстановления храма Смоленской иконы Божией Матери, для чего был создан благотворительный фонд, его официальный сайт. Но странный способ одной рукой решили быть инициатором воссоздания, а другой рукой уничтожили кладбище. Для чего?


Сломанные и целые, выдернутые из земли кресты, сложенные за забором Экспофорум. Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.
Сломанные и целые, выдернутые из земли кресты, сложенные за забором Экспофорум.
Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.


Удивительно слышать, когда с правительственных трибун говорят речи перед 9 мая о том, что «никто не забыт и ничто не забыто». Насколько лицемерно это звучит. Тысячи людей по всей России покоятся в неизвестных могилах, на уничтоженных кладбищах. При этом эти могилы и кладбища были уничтожены не временем, а указанием властей; и самое странное, что они продолжают уничтожаться сегодня. Ярчайший пример тому - Митрофаниевское кладбище. Погребенных в блокаду на Митрофаниевском и Громовском старообрядческом кладбищах горожан и воинов, также как и погребённых в Большом Пулково жителей и воинов вычеркнули из списков, о них забыли. Нет ни кладбища, ни памяти, ни совести, - нет ничего. Но как же тогда понять «истерику» по поводу эксгумации и перезахоронения 13!!! советских солдат из центра Таллинна на городское кладбище в 2007 г.!? При том, что перезахоронение было сделано в соответствии с эстонским законодательством и с соблюдением международных норм права. О 13-ти солдатах, погребённых за границей, у нас помнят, а о тысячах и сотнях тысяч, погребённых на территории Санкт-Петербурга, в частности здесь в бывшем селе Большое Пулково, от чего-то забыли и уничтожают их могилы сейчас.


Следы от надгробий, которые исчезли летом 2009 года.
Следы от надгробий, которые "исчезли" летом 2009 года.
Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.


О ветеранах, войне, победе, воинских захоронениях и братских могилах у нас вспоминают перед выборами, когда нужно получить необходимое количество голосов. Уже сейчас одна партия чиновников начала раздавать пенсионерам и ветеранам продуктовые наборы – «паёк блокадника», в который входит маленькая баночка кофе, рис, гречка, - это такая подачка от тех, кто на себя тратит миллиарды рублей, чтобы наши с вами родители, бабушки и дедушки не умерли с голоду до следующих выборов.


Следы от надгробий, который были украдены летом 2009 года. Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.
Следы от надгробий, который были украдены летом 2009 года.
Фото Н.В. Лаврентьев, 16.IV.2011 года.


Остаётся вопрос, понесут ли виновные в надругательстве над могилами погибших при защите Отечества и гражданских лиц, наказание в соответствии с совершённым преступлением. Кто из городских чиновников отдал распоряжение на ликвидацию кладбища в Большом Пулкове? Или у нас опять «нет никаких оснований считать это место кладбищем»?! Какое право имели строители «Экспофорум» на ликвидацию надгробий и крестов?




Примечания:

1. Русское название маймисты относится к местным жителям Петербургской и Псковской губерний лютеранского исповедания, финнам-ингерманландцам и эстонцам, и происходит от финского Maa-mies и соответствует немецкому Landmann: Маа значит земля, a Mies- муж, человек, - то есть в переводе означает «местный житель»
3. Ингерманландские кресты имеют очень длинный черенок, до метра и более длиной, так как при установке кованного креста на могиле считалось, что его основание должно уходить глубоко под землю и касаться гроба усопшего. Так что лица, выдравшие их из земли, немало потрудились!

Больше фото на сайте Митрофаниевского союза http://spb-mitrofan-society.org/news.20.IV.2011.php

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner