?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Источники: http://darwa.livejournal.com/66491.html
http://darwa.livejournal.com/66601.html


<...>
Затерянной тенью брожу я среди новой архитектуры. Периодически слышу голоса о том, что средь её убогих образцов что-то есть. Я судорожно пытаюсь, как учат художники, оценить соотношение цвета и пропорций, прикинуть, вписывается ли новая постройка в старую ткань, даже вижу отдельные, детальные проблески находок. Но... В целом (я привыкла к целостности) чувствую: НЕ ТО. Этими находками можно восторгаться лишь так, как восторгаются мыслительными усилиями ребёночка-дебила, сумевшего лет в восемь внятно выговорить букву. Не умиляться тут, а плакать надо.

Все эти жалкие потуги - лишь на безрыбье. Я представляю, что бы сказали, увидев это, Сюзор и Монферран. Не обвиняйте меня в замшелом консерватизме: я представляю и то, что сказали бы Бубырь и А. Бернардацци — младший. Я до сих пор не могу опомниться от потери убранства "Дома-Сказки".



В общем, этот мой пост - не плач по эклектике. И даже не стон по модерну. Я не против новых форм. И даже знаю, что двадцать первый век с девятнадцатым и двадцатым вполне сочетаемы. Старые и новые формы совместимы. Неоэклектика возможна. Как и новые модерновые формы. И, более того, это может перекликаться на одном фасаде.  Дайте мне ещё раз родиться. Чтобы это доказать и показать. Пока же - лишь куча сюжетов в голове (я помню их все), комок много раз перелепленной глины, саднящее чувство бессилия и сжигающее изнутри Бодлеровское "желание изобразить". Я всё-таки надеюсь, что при таком "пожаре изнутри" сдохну я скоро. А это значит - ближе новое рождение.

Не надо и песен про то, что время нынче другое. Время не приходит само. Его делают люди. Просто сейчас слишком слабые законы. Позволяющие согласовать, завизировать, одобрить явно недоделанный фасад, здание с диким пропорциональным диссонансом, режущим взгляд даже непрофессионалу, да и просто стеклобетонный бред, представляющий собой корявую зарисовку архитекторского алкогольного бэд-трипа. Драматический сюжет "пьяница, тонущий в стакане". Так и тянет прилепить изнутри изваяние:-)  И ведь прилеплю как-нибудь: руки так и чешутся:-))

Стоит принять во внимание и общий упадок культуры населения. Существенное, критическое понижение планки эстетического восприятия. Сознание современного человека  изувечено хай-теком. Во всё остальное он уже не врубается. Это - уже "финтифлюшечки". Непостижимые, а потому сугубо на инстинктивном уровне, с целью восстановления планки уязвлённого самомнения, отторгаемые. Похоже на 1917-й год. Когда топорные мужланы штыками сбивали с стен лепнину. Сбивали не только потому, что она "барская". Сбивали ещё и потому, что просто не были способны воспринимать красоту. Схож с ними и современный гастарбайтер с юга или из какой-нибудь отдалённой "обылсти", замыливающий чудом уцелевший декор во время жилконторского "текущего ремонта". Так вот, современный "охретектор" и потребитель "образцов его творчества", посетитель суперсовременных гипермаркетов - типажи из того же ряда. Они совершенно одинаковы. Они друг друга нашли.

Вся эта современь... Титаническая, безумная стекло-бетоно-стаканиада... Иные советские типовые постройки, возведённые на месте разбомбленных в войну зданий, ничуть не хуже. Да, я так утверждаю. Потому что заглядываю вперёд. И вижу, что когда-нибудь это многие скажут. Если эти "стаканизмы" не рухнут (ибо строятся они также, как и проектируются, по технологии "тяп-ляп"), то история расставит всё на свои места. Скоро ли? Нет, не скоро. Но расставит. Этому даже стиля придумано не будет. И, если мне доведётся тогда родиться с талантом, мне придётся рисовать то, что я уже сейчас вижу на их месте. 

Ну не принимаю я этой "современи", хоть убейте... Ощущение студенческой работы, наспех слепленной в 3d maxе. Недотянутые курсовики, не тянущие на дипломы (могла бы утверждать иное, если бы не видела макеты).  Возможно, "охретекторы" (от слова "охренеть", а не "охра"), истощившиеся творчески настолько, что уже не в силах что-либо создать, подналегли на свои старые закрома. Бедность и убожество. Бедность не только денежная, убожество идейное. Дальше не тянут, да и не тянутся. Зачем? Так хавают!  Хотя, один из этих "охретекторов" на мой вопрос, почему нельзя делать красиво, так, как раньше, уповал именно на деньги. На то, что, дескать, красиво - дорого. Не убедил. Ещё и потому, что во время разговора придерживал свою правую руку левой, лукавил и недоговаривал. 

В заслугу этому охретектору ставят то, что он "героически" передрал-таки на нашу нынешнюю почву архитектуру палаццо. Прямо новый итальянец такой. Знойный флорентиец. В обличье недоотёсанного мужлана откуда-то глубоко "из обылсти". Смотрю я на его "палаццо"... и не верю, что это сделал он. Ну вот не верю, и всё. Что он на это способен. Или просто передранный откуда-нибудь чертёж, или наёмные "негры". НЕ ВЕРЮ. Ну не родятся от осины апельсины, как ни прививай. Все остальные его постройки - ни единого проблеска творческой архитектурной мысли. Тот же убогий уровень студенческого 3d maxa. Его, по-моему, вообще нельзя дальше эстакад пускать. Периодически ловлю себя на кощунственной мысли, что, если бы мне было дано хотя бы немножечко таланта воплотить, я бы сделала не хуже. Для "не хуже" "немножечко" бы вполне хватило.

Хотя, нет. Не сделала бы. Потому что немножечко недостаточно для такого города. И втыкать своё немножечко между наследием Бубыря и Монферрана - самонадеянность, вызывающая у меня приступ гомерического смеха. Мне всегда интересно посмотреть в глаза мозглявого человечка, возомнившего себя круче Бубыря. Интерес уже сугубо исследовательский - психиатрический. Что это: результат того, что вовремя не осадили, или клиника? Они и впрямь думают, что это красиво? Или им достаточно того, что потребляемо? Они, вообще, сознают, где они это строят, или налицо полная дезориентация в пространстве? Я называю таких человечков, а также их "творения" бубырьками.

Неужели архитектура погибла? Хай-тек необратимо разъел народу мозг? Но есть же я. Которая просто не принимает. Не принимает именно по причине бедности решений. По причине того, что это - халтура. И я - не "последняя из могикан". Мне доподлинно известно, что таланты - настоящие, умеющие воплощать, ЕСТЬ. Только им не пробиться. В архитектурной сфере плотно засели тупицы, которым никогда не превзойти убогий уровень студенческого 3d maxа. Тупицы работают быстро: "проработать" такой фасад не стоит особого труда. Ибо спасительная компьютерная прога содержит и набор текстур. Не рисуют они уже.



И поэтому многое, необходимое для художника, у них уже выбито. Недохудожники. Монферраны в собственной, созданной изнутри, в своей голове, психушке.

<...>
В первом посте "рассуждений мёртвого скульптора" я описала "теорию". Рассказала, что конкретно не нравится мне в новой, как я её называю, охретектуре. От оппонентов напрашивается вопрос: ты критикуешь. Говоришь, что старые и новые формы сочетаемы. Но всё это - абстракции. А что ты предлагаешь, кроме жалкого, десятки раз перелепленного кусочка глины? Как ты думаешь это сочетать и за счёт чего?

Конечно, максимально полного ответа от меня в объёме блог-поста не добиться. Это, ребята, целый трактат:-) Но в общих чертах намечу.

Я живу в городе с уникальной, ещё сохранившейся фасадной скульптурой. Я смотрю на неё каждый день. И пробую, как уже говорила, лепить сама. Правда, не сохраняю результатов даже на фотоснимках. Почему? Не знаю. Возможно, боюсь вылепить Големчика или создать новую, шагающую с карниза Альрауне. Я её вижу и боюсь, что действительно создам. О чём я? О том, что, если бы у меня был талант и его практический выход, я бы создавала дома именно со скульптурой. Причём, нередко сажала бы эту скульптуру на чисто модерновые формы. Поэтому те, кто думает, что я залепила бы все этажи "проделками спятившего кондитера", ошибаются. Перегруз я вижу.

Касаемо самих скульптур. Меня уже не совсем устраивает стандартность. Типичные "кариатидные" телесные формы (мои кариатиды более хрупкие и длинноногие), стандартные позы и выражение лица, а также одинаковость фигур. В пример приведу несколько домов, которые дарят мне вдохновение. Фасады будут исключительно наши: мировые образцы обвалили бы вашу френдленту:-)

Первый. Любимые мои кариатидки на Каменноостровском, 38 (угол Большого, 96). Архитектор - В.И. Ван-дер-Гюхт. О доме в деталях рассказывать не буду - что мне нужно, сами увидите, а остальное найдёте. Да, тот самый дом с некогда сгоревшей башней и с цепью эркеров. Вот они, мои любимицы. Взгляните на них:



Парные (на фасаде их много), но разные. Присмотритесь: одна стыдливо прикрывается, у другой - дерзкий взгляд, и она, кажется, готова сорвать с себя одежду. И вот-вот сорвёт. Что она творит прилюдно, прямо на улице?! Ай-яй-яй:-) "Распутница и скромница". День и ночь. И кажется, что они общаются. Смотришь на них долго, и начинает казаться, что кисть чуть сдвинулась, что скульптура поправила волосы. Или чуть дрогнули пальцы, пытаясь удержать лёгкую, парящую на ветру ткань.

А посмотрите, как зодчий использовал ограниченное пространство. Слабо так современным "специалистам"? Оцените, как выглядывает кариатидка из-за эркера. Пристально смотрит вдаль. Выхватывает взглядом кого-то? Или просто наблюдает? Это - не просто "изделие из гипса". Я ощущаю взгляд.



Нет, я не схожу с ума. Это скульптор добился такого эффекта. Он сделал, казалось бы, невозможное: скульптура "ожила". Вот к этому-то и стоит стремиться.

Второй мой горячо любимый дом - Чайковского, 17 (дом М.Б. Трофимова). Там вообще нонсенс: алтанты скульптора В.В. Лишева развёрнуты... спинами к прохожим. Крупным планом - попы атлантов:



Караул, порнуха?! Дикая скульпторская шутка? Нет, скульптурная композиция. Ведь рядом - усталые кариатиды:



Они уже опустили руки и согнулись: у них такие безвольные, слабые пальчики...



Вот и решили атланты, по замыслу скульптора, разделить с ними тяжесть. Поддержать. И по выражениям их лиц видно, насколько это непросто. 



Да, есть ещё мужчины на свете:-)

Подобные сюжеты не рождаются за день в 3d maxe. До такой жанровой сценки надо было додуматься. Это же настоящее застывшее театральное действо на улице!

А как вам целая скульптурная семья на Большой Морской, 43? Но тут уже сложно будет упрекнуть меня в дурновкусии. Это, ребятки, ни больше, ни меньше, сам Монферран:



Вот жанровые-то сценки на фасадах я бы как раз и создавала. Да, это не стандартный слоёный пирог: первый ярус - атланты, второй - кариатиды, третий - путти. Мои скульптуры запросто перебираются с этажа на этаж и подают друг другу руки, сидят на эркерах, забираются даже на крышу и запросто держат эркеры и прочие элементы... в танцующем положении. Понятия границы этажа для них... вообще не существует.

Ровно как и стандартной пластики фасада. Интуитивно, на рептильном уровне, это пытаются чувствовать охретекторы, но... Глубже рептильности не тянут. Дальше "нашлёпок" не прорваться. Если "утопили" мансарду - уже победа.

Так вот, скульптура может жить и двигаться. Ван-дер-Гюхт свилдетель:-) Атлант способен запросто держать... фонарь. Эркер может быть не столь массивным и выполнять сугубо техническую функцию. Современные вывески на моих домах были бы категорически запрещены. Хотите вывеску - заказывайте моему "бюро":-)

Только вот не надо думать, что я наводнила бы фасады скульптурами современных девиц из ночных клубов, ловящих тачку и новых русских за столами в казино. Обойдётесь. Атланты не будут грызть семечки. Это, пожалуйста, ко всяким церетелям. Я отталкиваюсь от традиционных форм. Достойных типажей в новом веке я не вижу. Хотя бы потому, что внешне они копируют типажи века прошлого и позапрошлого. Суперсовременные же на тот момент рабочие и колхозницы уже были. Ох уж этот бесспорно прорывной в плане скульптуры двадцатый век... А ведь лепили всех этих "работниц и колхозников", глядя на прошлые образцы. Однако ж домысливая. Это видно. Конечно, на них я тоже гляжу. В основном из-за пластики движений. Если отбросить фактор конъюнктуры, талантов в те годы было немало.

И какие тут, скажите, уместны "проделки кондитера"? Чтобы отвлекали, акценты перетягивали? А вот без карнизов не обойтись. Правда, их функция была бы тоже больше технической. Но не в ущерб эстетике.

Но были бы дома и "заверченные на барельефах". Мои любимые ростовые барельефы на стремительно погибающем доме на Фонтанке, 145. Правда, тут уже на грани горельефа:



Мои ростовые барельефы спускались бы вниз и ходили рядом с вами. И это не шутка. Правда, для этого пришлось бы пожертвовать стереотипом размещающихся на первом этаже витрин. Ну и чёрт с ним, со стереотипом. Да и витрины нужны не везде.

Маскароны? О, да: куда без них? Правда, их я ещё толком не продумывала: меня интересуют фигуры целиком. Обмолвлюсь лишь, что мои маскароны могли бы запросто свести с ума, выглядывая... из окон.

Орнаменты тоже пора "обновить". Моя орхидея куда лучше "гордости Барбадоса":-) Очень "геральдичный" цветок. Посмотрите, какие точёные сепалии (узкие лепестки сверху и снизу):

Можно было бы ещё порассуждать на тему того, какие углы принимает этот город, поговорить о барельефах на брандмауэрах и тщательном подборе цвета плюща и дикого винограда (если зелени нет внизу - надо её "поднимать"). И о том, как можно композиционно совместить барельеф и скульптуру, практически в один элемент. О светотени: солнцу, как подспорью зодчему и подсветке фасада (технический эркер нужен не только для того, чтобы прятать туда антенны и кондиционеры).  О том, что прохождение солнечных лучей через определённые точки тщательно бы просчитывалось. Вот например, посмотрите, как солнце делает из обычной увенчанной сосульками водосточной трубы... гаргулью, а окна превращаются в иероглифы на асфальте:





А теперь выйдите на улицу, дойдите до ближайшего новодела и посмотрите, как мёртво блестит под солнцем "модное" сплошное остекление. Можно завести речь и о том, как можно играть пространством внутри дворов, экспериментируя с формой колодца при взгляде вверх (флигельную застройку, как "святую классику", я бы сохранила, но в квадрате мне тесно). И вообще, почему все решили, что атлант должен держать только вертикальную плоскость?:-) Это стереотип. Лёгкая сюрреальная асимметрия опять же в помощь. Но это уже бесконечный разговор:-) Резюмирую лишь, что, в сущности, я не изобрела ничего нового. "В сущности", потому что кроме сюжетов.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
olgrs
Dec. 27th, 2011 11:51 pm (UTC)
Отлично
Фраза "я не против новых форм", конечно, лишняя. К чему эти оправдания? Перед кем? Какие ещё "новые формы"?..
И насчёт того, что "таланты - настоящие, умеющие воплощать, ЕСТЬ" - я не вполне уверен. Недавно я был на лекции А.Гликина - там тема "может ли кто-нибудь сегодня нарисовать фасад" тоже обсуждалась, и Гликин был пессимистичен...
В остальном - отлично, местами - потрясающе. В "друзья" немедленно!
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner