?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Грозненские трамваи ушли в историю. И это очень грустно. Говорят, что это не выгодный городской транспорт. Видимо, потерять лицо города - выгоднее. Мне трудно привыкнуть к мысли, что трамваи уже БОЛЬШЕ НИКОГДА не будут звенеть по Грозному.

Я всегда мечтала, чтобы электрички, которые ходили по Старым промыслам, заменили на трамваи. Мне нравился их перезвон. Мне нравилось раскачиваться вместе с вагоном, когда трамвай набирал большую скорость - это было на прямом отрезке пути в Заводском районе. О трамваях я могу много говорить: "мне нравилось... мне нравилось... мне нравилось..."

Маршрутные ГАЗели, которые рассекают по городу, мне совершенно не нравятся сами по себе. Да и Грозный с ними становится таким же обычным городом, как и все.

Вообщем, это я так, написала не для обсуждения. Просто вчера я проходила в одном месте и увидела кусочек рельса, чудом не покрытого асфальтом. Вспомнила старые добрые времена...
2006

1930—1950-е годы


Трамвай в Грозном был открыт 5 ноября 1932 года, к 15-й годовщине Октябрьской революции. К 1960-м годам в городе сформировалась довольно обширная трамвайная сеть, охватывающая все основные промышленные объекты города. Трамвай стал основным транспортом для перевозки рабочих с нефтеперерабатывающего завода. К концу 1960-х закончилась замена старых довоенных деревянных вагонов на новые Усть-катавского завода.

1960—1970-е годы


В 1950-е годы поступали КТМ-1 с прицепами КТП-1 (28 поездов), в 1960-е — КТМ-2 с прицепами КТП-2 (73 поезда). Начиная с 1969 года в Грозный стали поступать новые четырёхосные современные вагоны КТМ-5М, а с 1971 — их модификации КТМ-5М3. КТМ-1 и КТМ-2 списывались раньше срока и шли на металлолом, не отработав своего ресурса. Быстрое списание пригодных для эксплуатации трамваев было обусловлено соображениями скорейшей унификации подвижного состава и его модернизации (заменой двухосных трамваев на четырехосные). Последние КТМ-1 зашли в депо уже в 1971 году, КТМ-2 — в 1975. А общее поступление трамваев КТМ-5/КТМ-5М с 1969 по 1975 год составило около 150 единиц.

1980-е годы


В начале 1980-х годов открывается новая страница в истории грозненского трамвая. С 1981 по 1985 год в Грозный поступает 70 единиц (по другим данным 50 единиц) трамвайных вагонов Tatra-Т3 SU (1981, 1982, 1984 года выпуска). По некоторым данным, в это время в городе запускаются системы, состоящие из 3 вагонов Т3. Однако в городе эта модель не прижилась: в трамвайном хозяйстве города предпочли работать с унифицированным подвижным составом. В 1985—1986 годах городские власти избавились почти от всех Татр. Основная их часть поступила в Краснодар (10 ед. в 1985 году — № 2035—2044, 29 ед. в 1986 году — № 1835—1839, 1906—1915,1999-2002,2004-2013). Также 10 трамваев поступило в Волжский, а 1 вагон был списан в самом Грозном в 1987 году. Примечательно, что основная часть переданных в Краснодар трамваев эксплуатируется в кубанской столице до сих пор — к 2006 году было списано лишь 3 вагона.
Во второй половине 1980-х годов в Грозный поступают крупные партии трамваев «Усть-Катавского вагоностроительного завода». В частности, в 1985—1987 годах — 97 вагонов КТМ-5М3, в 1988—1990 годах — 15 вагонов КТМ-5М3. Одновременно были списаны все усть-катавские вагоны предыдущих годов поставок. Таким образом, в 1990-е годы Грозный вошёл с полностью обновлённым подвижным составом численностью 107 вагонов.

1990—2000-е годы
Проблемы у Грозненского трамвая начались в 1991 году. Работники электротранспорта, не получавшие заработную плату, несколько раз устраивали митинги. Интервалы на маршрутах росли, сбои в работе трамвая происходили всё чаще, воровство трамвайного имущества стало нормой для города. Тем не менее, трамвай продолжал работать до 1994 года включительно. По некоторым данным, даже в эти годы работники депо вели своими силами ремонт трамваев — в депо в 1994 году стояло несколько отремонтированных вагонов. Военные действия в 1994—1995 годах окончательно «похоронили» трамвайное движение в городе. После интенсивных военных действий трамвайное депо оказалось полностью разрушенным. На месте трамвайных вееров остались глубокие воронки, а от трамваев — изрешечённые остовы.
С 1995 по 2004 год на улицах города, где возможно, несанкционированно разбираются трамвайные пути. Однако значительная их часть остается заброшенными. В 2002—2003 годах созданное в республике Министерство транспорта заявляет о планах по возрождению трамвая. В прессе делаются заявления о «подготовке проектно-сметной документации» для возрождения трамвая. Однако до дела данные заявления не дошли: в 2004 году ГУП «ТТУ Грозного» принимает решение о демонтаже трамвайных путей. Администрация города сочла трамвай ненужным для Грозного, сосредоточившись на разработке проектно-сметной документации для троллейбуса. По состоянию на 2005 год на отдельных улицах Грозного всё еще сохранялись трамвайные рельсы.
Сегодня грозненские трамваи можно увидеть в Краснодаре, Волжском, а также в Санкт-Петербурге (КТМ-5М3, № 0732, неподтв. данные) и Москве (рельсошлифовщик в трамвайном депо им. Апакова).

Описание сети
Общая протяженность трамвайных путей в Грозном в 1990 году составляла около 85 км. Трамвайная сеть Грозного весьма интересна по своей структуре и непохожа на другие города. Центральная часть города была охвачена кольцом (ул. Жуковского, А. Шерипова, Кр. Фронтовиков, Первомайская), от которого в южные промышленные окраины города расходились протяженные линии. Одна из них вела в пригородный поселок им. Кирова вдоль железной дороги, другая — в пос. Черноречье и еще одна — в индустриальную зону Октябрьского района. Еще в 1970-е годы в городе была демонтирована линия, проходившая по пр. Ленина, по которой раньше следовали трамваи 3-го и 5-го маршрутов, и трамвайная линия по пр. Орджоникидзе до железнодорожного вокзала. На их месте в конце 70-х был пущен троллейбус. Однако в конце 1980-х годов в прокладывается трамвайная линия из Андреевской долины в Черноречье мимо химзавода (химкомбината), по которой запускается трамвай 7-го маршрута. В Грозном насчитывалось 2 трамвайных депо: одно — на пересечении ул. Краснофлотская и Лабораторная, второе — на Индустриальной улице.

По состоянию на 1990 год список регулярных трамвайных маршрутов в Грозном был следующим:
1 — Трампарк — Консервный з-д (кольцевой)
2 — Консервный з-д — поселок Кирова
3 — Черноречье — ДК им. Ленина (через пл. Минутка)
5 — 56-й участок — ДК им. Ленина
6 — Консервный з-д — ДК им. Ленина (с оборотом по центральному трамвайному кольцу)
7 — ДК им. Ленина — Черноречье (через Химзавод)
Кроме того, по данным жителей Грозного, вероятно, также существовали 4-й и 8-й маршруты. 4-й трамвай изредка запускался по маршруту Пл. Минутка — Консервный з-д. Сообщается, что по этому же маршруту следовал и 8-й трамвай. Возможно, оба маршрута действовали в разные временные периоды.
Карта маршрутов
Карта трамвайного движения в Грозном.Карта составлена на основе военной топографической карты Грозного конца 80-х годов, на которой были нанесены рельсы.



Автор текста и карты Роман Васильев.
Источник: http://www.groznycity.ru/forum/viewtopic.php?t=89

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner